Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Отдых с «Огоньком»

Собираясь в объезд загородных баз, детский Уполномоченный планировала навестить воспитанников Социально-реабилитационного центра «Малоохтинский дом трудолюбия» и Центра для детей-сирот №19 Красногвардейского района. Как это нередко бывает – в заявленных лагерях их не оказалось и пришлось буквально идти по следу. В итоге – ребята, конечно нашлись, но неприятный осадок остался…





По пути в лагеря Светлана Агапитова решила посмотреть, как отдыхают совсем маленькие петербуржцы, и заехала в Комарово на летнюю дачу детского сада № 5 Адмиралтейского района. У калитки визитеров встретил вежливый охранник. Как положено, проверил документы и вызвал заведующую.

Погода была солнечная, малыши недавно закончили свой завтрак и в приподнятом настроении собирались на прогулку. Сейчас тут три группы по 20-25 детей в каждой. Все юные дачники из Адмиралтейского района.

На небольшой территории под высокими соснами стоят аккуратные жилые корпуса, кухня и банно-прачечный комплекс. Есть детские площадки, песочницы и даже натянута «волейбольная» сетка в миниатюре.

В свежем утреннем воздухе ощущается запах хвои с едва уловимым ароматом дымка. Все дело в том, что в кухонном блоке оставили дровяную печь с плитой – может и не современно, зато не страшны отключения электричества и ограничения по мощности. Повара же говорят, что никаких неудобств не ощущают – на хороших дровах даже лучше, чем на электроплите, да и вкуснее. Кстати, в холодную погоду и жилые корпуса тоже отапливаются дровами – у каждого своя автономная мини-котельная. Весь «жилой фонд» за последние 5 лет обновлен полностью. Один корпус вообще построен только в прошлом году. Внутри – просторная игровая, спальня и санузел. По пятницам малышей водят в баню.

День у дачников начинается с зарядки. Потом завтрак и прогулка. В течение недели готовятся к самому важному событию – выходным, ведь в эти дни приезжают мамы и папы. Как не отметить такой праздник концертом? Всем же хочется показать родителям – что узнали, чему научились.

«Приятно, когда районные власти поддерживают в таком состоянии свои загородные базы, - говорит Светлана Агапитова. – Для тех семей, у которых нет дач с бабушками и дедушками, это очень большая помощь. Тяжело, конечно, таких малышей не видеть целую неделю, но зато для них есть возможность побыть на природе».



В лагерь Спецстроя «Буревестник» заглянули тоже, можно сказать, «по пути». Из соцучреждений здесь находится только приют «Ребенок в опасности», который выезжает сюда практически каждый год и очень доволен условиями.



«Буревестник» – лагерь с очень хорошей материальной базой. Каменные корпуса, спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, оборудованные спортивные площадки, современный медблок. Но не только поэтому, «Ребенок в опасности» облюбовал эту базу. «Мы здесь – такие же как все, везде участвуем, охвачены мероприятиями, и наши дети не чувствуют себя «приютскими», - говорят воспитатели.

Кстати, индивидуальность «Буревестника» заметна прямо от КПП. Мужчина в форме охранника не просто мрачно проверяет документы, а активно и дружелюбно общается со всеми входящими-выходящими. Узнав Светлану Агапитову, он сообщил о ее приезде и объяснил, как пройти к воспитателям. Затем, энергичный мужчина принялся по-актерски поставленным голосом развлекать группу ребят, которые собрались у ворот в ожидании сопровождающего…

Все воспитанники приюта были на мероприятиях. Кто-то репетировал в актовом зале, готовясь к концерту, а кто-то принимал участие в шахматном турнире. Существенных жалоб детскому Уполномоченному ребята не высказали. Не очень нравится обилие рыбы и овощей в рационе. Оказалось, что и администрация лагеря не в восторге от такого перекоса. Но это требования Управления Соцпитания, которое разрабатывало новое меню исходя из опасений медиков, отмечающих растущее количество диагнозов «ожирение» среди детей…

«А какие у нас были кулебяки…, - с сожалением вспоминают представители администрации лагеря. – К нам же ехали, потому что у нас вкусно. А вот предписанное рыбное суфле – далеко не всем по нраву…»

«Ребенок в опасности» живет в небольшом отдельном корпусе, где есть комната для отрядных занятий, санузел и даже компактный кухонный блок. Спальные помещения не очень просторные, но воспитатели говорят, что в корпусе все равно никто не сидит – в этом лагере есть чем заняться. Светлана Агапитова обратила внимание, что кровати выглядят как то обшарпанно. Оказалось, что как раз сейчас идет их поэтапная смена и уже заказаны новые – более широкие и удобные.


Следующим пунктом назначения был лагерь «Волна» неподалеку от Выборга, где должны были отдыхать и оздоравливаться воспитанники Малоохтинского дома трудолюбия. Оказалось, что здесь от них остались лишь воспоминания, причем не самые светлые. И это еще слабо сказано. Сотрудники лагеря до сих пор болезненно морщатся, вспоминая «подвиги» ребят из МДТ.

«Пополам сломали три кровати! Мы поставили им железные, так они их малышам поставили, а себе забрали деревянные…

У шкафов не успевали дверцы вешать – каждый день отрывали! Один так головой в шифоньер врезался – аж антресольная тумба на него сверху упала. Мебель – вдребезги, а ему хоть бы что… Стоит, улыбается…

Когда везли их в «Огонек», думали, они нам весь автобус разнесут… Никогда такого не видел…», - делился впечатлениями сотрудник администрации «Волны».

Не смотря на то, что следующим по плану был неблизкий «Салют», где согласно спискам обитал 19-й центр, все-таки решили сначала заехать в «Огонек». Что называется – по горячим следам, пока их еще куда-нибудь не перевели. Оказалось, не зря – в лагере с пламенным названием отыскался не только Малоохтинский дом трудолюбия, но и 19-й Центр для детей… и еще три сиротских учреждения Ленобласти.

Тем, кто хотя бы в школе изучал основы ядерной физики, хорошо знакомо понятие критической массы. Это количество радиоактивного вещества, при превышении которого происходит самоподдерживающаяся цепная реакция деления, сопровождающаяся выбросом энергии. Соединил две критические массы и… ба-бах! – ядерный взрыв…




Образно говоря, именно это и произошло в «Огоньке». Собрав в небольшом лагере пять учреждений, два из которых и так не славились примерным поведением, получили неуправляемую реакцию. Сформировалась активно-агрессивная группа воспитанников с ярко выраженным протестным поведением. Усилилась ситуация тем, что по какой то необъяснимой логике, Красногвардейский район отправляет детей из учреждений без своих воспитателей. Местные педагогические кадры не в состоянии справиться с этими ребятами. В итоге, отдых превращается в сплошные взаимные недовольства. Чего только не выслушала детский Уполномоченный, как со стороны подростков, так и со стороны воспитателей. Но выявить рациональное зерно в этом потоке уже невозможно.

«Скучно, кружков нет, река грязная, вожатые за нами не смотрят, музыка на дискотеках не та, мероприятия дурацкие» и т.д., - говорят одни.

«Ломают забор, уходят за территорию, проносят сигареты и спиртное, ругаются матом, не спят и не дают другим, ни чем их не увлечь», - говорят другие.

При этом, когда Светлана Агапитова пыталась выяснить у ребят – что нужно изменить, чтобы вам здесь было хорошо, они упрямо повторяли: «хотим в другой лагерь»…

Пока детский Уполномоченный беседовала со всеми участниками этой «холодной войны» в лагерь приехала директор центра №19. Светлана Порфирьева. Обсуждала с руководством лагеря, какие меры можно предпринять для стабилизации обстановки.

«Каждый год – одни и те же грабли, причем бьют они по лагерю, в котором устраивают этот «съезд сиротских учреждений», - возмущается Светлана Агапитова. – Здесь же изначально всех развели, но проходит смена и таинственным образом всех собирают на одной базе, которая не готова работать для детей с особенностями в поведении.

С воспитателями тоже непонятная история – почему они не ездят в лагеря как в других учреждениях? Этим ребятам нужны близкие взрослые, которым они доверяют. А молодые, незнакомые вожатые для них – не авторитет.

Самое плохое, что я не увидела в лагере отдыхающих детей. Это какое-то тотальное уныние, переходящее в сплошное недовольство всем и вся. Те мероприятия, которые предлагают, им не интересны – участвуют в них только ребята помладше. Все усилия администрации лагеря направлены на то, чтобы хоть как то поддержать условную дисциплину. Но в такой ситуации это невозможно.

Конечно, сейчас надо думать, как их развести по разным лагерям, программы которых больше подходят им по возрасту, где они не будут собираться такой большой группой. Об этом мы поговорили со Светланой Анатольевной. Я свяжусь с руководством Малоохтинскго дома трудолюбия, чтобы они тоже как то вспомнили про своих детей и приложили усилия к нормализации обстановки».

Также по теме «Детский отдых и оздоровление»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00